1 minute
1.2 Структура, классификация и виды Интернет-технологий
Интернет – это глобальная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов, объединяющая пользователей из различных организаций, государственных учреждений, а также частных пользователей. Сети, входящие в Интернет, базируются на едином для всех них наборе сетевых протоколов (TCP/IP).
Прообразом Интернет была экспериментальная сеть Министерства обороны США. Курированием работы сети занималось Управление Министерства обороны США DARPA (Defense Advanced Research Project Agency). Основными направлениями исследований стали поиск новых принципов сетевой архитектуры и обслуживания сети. Полигоном для испытаний таких принципов стали крупнейшие университеты и научные центры США, между которыми были проложены линии компьютерной связи.
Первая вневедомственная национальная компьютерная получила название ARPAnet, а ее внедрение состоялось в 1969 году. Опыт функционирования этой сети показал, что идеи, заложенные в основу ARPAnet, оказались вполне оправданными и разумными.
Дальнейшее развитие глобальной сети происходило за счет подключения новых региональных сетей, воссоздающих общую архитектуру ARPAnet в региональном и локальном масштабе. Главная задача ARPAnet заключалась в координации работы различных коллективов над единым научно-техническими проектами, а основным назначением стал обмен электронной почтой и файлами с научной и проектно-конструкторской документацией.
В 1983 г. произошли принципиальные изменения в программном обеспечении компьютерной связи. Проблема значительного повышения устойчивости глобальной сети была решена внедрением протоколов TCP/IP, лежащих в основе Всемирной сети и по сегодняшний день. Протокол TCP (Transmission Control Protocol), тесно связанный с протоколом IP (Internet Protocol), обеспечивает надежный, защищенный от ошибок канал компьютерной доставки данных. Согласно протоколу TCP, отправляемые разными маршрутами данные разделяются на небольшие пакеты, которые маркируются таким образом, чтобы в них были данные, необходимые для правильной сборки документа на компьютере получателя, а также для контроля полученных данных. Протокол IP обеспечивает адресную доставку указанных пакетов.
Рождение протокола TCP/IP, позволившего пользователям с легкостью подключаться к сети при помощи обычной телефонной линии, совпало с другим событием – разделением ARPAnet. От единой сети образовалось несколько научных сетей, включая знаменитую NSFNet, которая стала прародительницей Интернета. Для системы высшего образования NSF создал сеть скоростных магистральных каналов связи и выделил средства на подключение к ней американских университетов при условии, что они обеспечивали доступ к сети для всех подготовленных пользователей. В середине 1980-х к сети NSFNet начали активно подключаться академические и научные сети других стран. [8]
Во второй половине 1980-х годов произошло деление Всемирной сети на разные области (домены) по принципу принадлежности. Домен .gov финансировался на средства правительства, домен .edu – на средства системы образования, а домен .com финансировался за счет собственных ресурсов пользователей. Национальные сети других государств стали рассматриваться как отдельные домены, например .uk – домен Великобритании, .by – домен Беларуси. После того как сложилась и заработала система доменных имен DNS (Domain Name System), Национальный научный фонд США утратил контроль за развитием сети. Тогда и появилось современное понятие Интернета как саморазвивающейся децентрализованной иерархической структуры, не имеющей единой власти и единой системы управления. Каждая автономная сеть в составе Интернета имеет свои индивидуальные правила и инструкции, соответствующие общепринятым стандартам, которые называются протоколами. Благодаря общим протоколам в Интернете могут взаимодействовать компьютеры разных моделей, имеющие различные операционные системы, различные программы и подключенные в общую Сеть самыми различными каналами связи.
Однако в то время оставался весьма существенный фактор, сдерживающий развитие Интернета. Все еще сохранялось технологическая сложность освоения Интернета для обычного человека. Доступ к Интернету для него не был закрыт, но он требовал достаточно серьёзного специального образования.
Решающий шаг в создании подобной Всемирной паутины – технологии World Wide Web (WWW) совершил Тим Бернерс-Ли, работавший в Лаборатории физики элементарных частиц европейского центра ядерных исследований (CERN). Он предложил свой проект, который включал в себя начальный протокол передачи гипертекстов, управляющий движением информации в Паутине, универсальный указатель ресурсов как единую систему адресации, объединившую в себе большинство существующих в Интернете технологий поиска и связи, а также язык разметки гипертекстов HTML.
Таким образом, феномен Интернет-технологии, обусловивший стремительный прорыв массового пользователя к Интернету состоит в том, что веб-технология, во-первых опирается на наиболее естественный для человека способ использования необходимой ему информации, во-вторых, представляет интуитивно ясный инструмент для доступа к информации обычного человека и, в-третьих, является наиболее универсальным подходом к интеграции всех мировых информационных ресурсов.
В современном понимании Интернет – это чрезвычайно сложный технический комплекс – Всемирная компьютерная сеть, состоящая из разнородных сетей, которые включают миллионы различных компьютеров, имеющих в совокупности колоссальные информационные ресурсы и объединенных между собой разнообразными линиями связи: телефонные провода, волоконно-оптические кабели, спутниковые каналы и др.
Структурные компоненты Интернета включают в себя аппаратные средства, программное обеспечение и информационные ресурсы.
Аппаратные средства Интернета представлены компьютерами, линиями связи и устройствами, обеспечивающие механическую и электрическую стыковку между компьютерами и линиями связи. Все аппаратные средства Интернета могут действовать в единой Сети как на постоянной, так и на временной основе. Физический выход из строя или временное отключение участков Сети, а также неработоспособность отдельных компьютеров Сети никак не влияет на возможность функционирования самой Сети.
К аппаратным средствам Интернета относятся также опорные сети, к которым подключены сервис-провайдеры – поставщики услуг Интернета.
Слаженная и совместная работа технического оборудования достигается благодаря программам, работающим на компьютерах входящих в Сеть. Они позволяют преобразовывать данные, чтобы их можно было передавать по любым каналам связи и воспроизводить на любых компьютерах. Программы следят за соблюдением единых протоколов, обеспечивают целостность передаваемых данных, контролируют состояние Сети и в случае обнаружения пораженных или перегруженных участков оперативно перераспределяют потоки данных. [3]
У программного обеспечения Сети очень много различных функций. Среди них функции хранения информации, ее поиска, сбора и воспроизведения. Очень важное значение имеют функции, связанные с обеспечением безопасности в Сети. Программные ресурсы Сети представлены программами, функционирующими в составе сетевого оборудования. Работу пользователя в Сети обслуживают тысячи программ, через которые проходят запросы пользователя к поставщикам информации.
Информационные ресурсы в Интернете представлены сетевыми документами, хранящимися на компьютерах, подключенных к Сети или входящих в Сеть. Эти документы могут быть любого типа: текстовые, графические, звуковые, видео. В зависимости от отношений к собственности информационные ресурсы могут быть открытыми или закрытыми. В последнем случае для обращения к ним надо предъявить права; обычно это происходит путем объявления своего регистрационного имени и пароля.
Для определения понятия «Интернет-технологии» необходимо раскрыть сущность понятия "технология обучения" в соответствии с первоначальным значением понятия "технология", так как первое является производным от второго.
Содержание первоначального понятия "технология" включает:
— во-первых, процесс обработки и преобразования, в результате которого получается готовая продукция;
— во-вторых, нормативную сторону этого процесса, определяющую как и что надо делать, чтобы реализовались необходимые процессы преобразования.
В соответствии с этим, в известном американском докладе "To Learning", опубликованном в 1970 г. в Нью-Йорке и Лондоне, впервые даются два определения данной дефиниции: в первом – технология обучения характеризуется как совокупность способов и средств связи (общения) между людьми, возникших в результате информационной революции и используемых в дидактике, во втором – технологии обучения рассматриваются как нечто более значительное, чем просто совокупность педагогических методов и средств.
В технических науках под технологией понимается способ реализации людьми конкретного сложного процесса путем разделения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности. Под процедурой понимается набор действий (операций), посредством которых осуществляется тот или иной главный процесс (или его отдельный этап), выражающий суть конкретной технологии, а операция – это непосредственное практическое решение задачи в рамках данной процедуры, т.е. однородная логически неделимая часть конкретного процесса.
Технология (технологический процесс) характеризуется следующими тремя признаками:
1. Разделение процесса на взаимосвязанные этапы;
2. Координированное и поэтапное выполнение действий, направленных на достижение искомого результата (цели);
3. Однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели.
Любая научно обоснованная технология является промежуточным звеном между определенной наукой и соответствующим производством. Общеизвестная истина о необходимости такого промежуточного звена, к сожалению, совершенно игнорируется в системе образования. Любому ясно, что законы физики нельзя непосредственно использовать на производстве, минуя их технологизацию. Между тем, в сотнях работ по проблемам образования, а также в официальных документах речь идет о непосредственном внедрении результатов исследований (в том числе и лабораторных) в практику обучения, хотя сделать это в принципе не возможно. Между теорией и практикой должен быть ряд промежуточных звеньев и одно из них – технология обучения. Она представляет собой как бы проекцию теории обучения на деятельность преподавателей и слушателей.
Большинство исследователей сходятся так же на том, что технология обучения связана с оптимальным построением и реализацией учебного процесса с учетом целей обучения. Так, например, В.П.Беспалько определяет ее как "содержательную технику реализации учебно-воспитательного процесса", а точка зрения Н.Ф.Талызиной заключается в том, что в настоящее время современная технология обучения состоит в определении наиболее рациональных способов достижения поставленных целей. Дж.Брунер предлагает рассматривает ее в качестве своеобразного инструмента дидактической работы. Таким образом, технологический подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения).
В соответствии с этим в нем выделяются следующие этапы:
- постановка целей и их максимальное уточнение, формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов;
- подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями;
- оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;
- заключительная оценка результатов.
Обобщая сказанное можно утверждать, что педагогическая технология представляет собой системную целостность методов и средств, направленных на гарантированное достижение дидактических целей, развитие личности обучаемого, и через это – на формирование его интеллектуального, поведенческого и профессионального статусов.
Таким образом, технология обучения – есть последовательность (не обязательно строго упорядоченная) процедур и операций, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению гарантированных целей обучения и воспитания. Процедуры, из которых она складывается, вообще говоря, нельзя интерпретировать как звенья алгоритма, детально описывающего путь достижения того или иного требуемого педагогического результата. Скорее эти процедуры следует рассматривать как опорные дидактические средства, обеспечивающие в совокупности движение субъекта обучения к заданным целям.
Опираясь на приведенный выше анализ, раскроем дидактическую сущность категории "Интернет-технологии".
В научной и научно-методической литературе, посвященной проблемам информатизации высшего профессионального образования (работы Б.С. Гершунского, А.Л.Денисовой, С.Р. Домановой, А.Н.Тихонова, Г.А.Козловой, И.В.Марусевой, И.В.Роберт, Ю.М. Цевенкова, Е.Ю.Семеновой и др.), часто встречаются такие однопорядковые синонимические выражения как "новые информационные технологии", "технологии компьютерного обучения", "компьютерные педагогические технологии" и др. Это свидетельствует о том, что терминология в этой области исследований и соответствующие ей понятия еще не устоялись.
Приход в вузы новые аппаратных и программных средств, наращивающих возможности компьютера, переход в разряд анахронизма понимания его как вычислителя, постепенно привели к вытеснению термина "компьютерные технологии" понятием "информационные технологии". Под последними понимаются процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Они характеризуется средой, в которой осуществляются, и компонентами, которые она содержит:
- техническая среда (вид используемой техники для решения основных задач);
- программная среда (набор программных средств для реализации Интернет-технологий);
- предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания);
- методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности и др.).
Следуя данной терминологии, некоторые исследователи предлагают рассматривать Интернет-технологии как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. Они включают в состав электронных средств аппаратные, программные и информационные компоненты, а также способы их применения, которых указываются в методическом обеспечении информационных технологий обучения (ИТО).
Существуют и другие подходы к оценке сущности и места ИТО в образовательном процессе. Так, в справочной литературе информационная технология обучения (computerized teaching technology) определена как совокупность теоретических знаний компьютерных средств, а также методик, регламентирующих их использование в обучении. Л.В.Луцевич определяет ИТО как технологию машинной (с помощью ЭВМ) обработки, передачи, распространения информации, создания вычислительных и программных средств информатики.
Более широкая трактовка этого термина приведена М.И.Жалдаковым. Он предлагает понимать под ИТО совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи, и представления информации, расширяющей знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами.
Е.И. Машбиц и Н.Ф. Талызина рассматривают информационную технологию обучения как некоторую совокупность обучающих программ различных типов: от простейших программ, обеспечивающих контроль знаний, до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте.
В.Ф. Шолохович предлагает определять ИТО с точки зрения ее содержания как отрасль дидактики, занимающуюся изучением планомерно и сознательно организованного процесса обучения и усвоения знаний, в которых находят применение средства информатизации образования. [4,5]
Содержательный анализ приведенных определений показывает, что в настоящее время существует два явно выраженных подхода к определению ИТО. В первом из них предлагается рассматривать ее как дидактический процесс, организованный с использованием совокупности внедряемых (встраиваемых) в системы обучения принципиально новых средств и методов обработки данных (методов обучения), представляющих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационных продуктов (данных, знаний, идей) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями познавательной деятельности обучаемых. Во втором случае речь идет о создании определенной технической среды обучения в которой ключевое место занимают используемые информационные технологии. Таким образом, в первом случае речь идет о информационных технологиях обучения (как процессе обучения), а во втором случае о применении информационных технологий в обучении (как использование информационных средств в обучении).
В научно-методической и популярной литературе часто встречается термин новые информационные технологии (НИТ). Это достаточно широкое понятие для различных практических приложений. Прилагательное "новое" в данном случае подчеркивает новаторский, то есть принципиально отличающийся от предшествующего направления технического развития. Их внедрение является новаторским актом в том смысле, что кардинально изменяет содержание различных видов деятельности в организациях, учебных заведениях, быту и т.д. (таблица 1.1).
Таблица 1.1
№
|
Название ИТ
|
Англоязычное на-звание
|
Сокращенное название
|
1.
|
Электронный учебник
|
electronic textbook
|
e-tbook
|
2.
|
Мультисредовая система
|
multimedia system
|
e-tbook
|
3.
|
Экспертная система
|
experts system
|
ex.sys
|
4.
|
Система автоматизированного проектирования
|
computer aided de-sign system
|
CAD
|
5.
|
Электронный библиотечный каталог
|
electronic library
|
e-libr
|
6.
|
Банк данных, база данных
|
database
|
db
|
7.
|
Локальные и распределенные (глобальные) вычислительные системы
|
Local and Wide area networks
|
LAN/WAN
|
8.
|
Электронная почта
|
electronic mail
|
e-mail
|
9.
|
Голосовая электронная почта
|
voice-mail
|
v-mail
|
10.
|
Электронная доска объявлений
|
bulletin system
|
BS
|
11.
|
Система Интернет-конференций
|
teleconference
|
it-conf
|
12.
|
Автоматизированная система организационного управления
|
Management infor-mation system
|
MIS
|
13.
|
Настольная электронная типография
|
dest-top publishing
|
d.t.-publ
|
Исходя из этого, под Интернет-технологиями в профессиональной подготовке педагогов предлагается понимать систему общепедагогических, психологических, дидактических, частно-методических процедур взаимодействия педагогов и обучаемых с учетом технических и человеческих ресурсов, направленную на проектирование и реализацию содержания, методов, форм и информационных средств обучения, адекватных целям образования, особенностям будущей деятельности и требованиям к профессионально важным качествам личности педагога [1, 5].