Проект создания и внедрения сети сайтов образовательных учреждений

Время чтения
меньше чем
1 минута
Прочитано

Проект создания и внедрения сети сайтов образовательных учреждений

августа 04, 2012 - 00:00
0 комментариев

Сайт образовательного учреждения (ОУ) является его «лицом» и оно должно быть привлекательным, индивидуальным, информационно насыщенным и эффективно «работать» на образовательное учреждение и  систему образования. Кроме того, сайт образовательного учреждения является инструментом реализации государственной политики в сфере образования. В соответствии с Законом об образовании к компетенции образовательного учреждения отнесено «обеспечение создания и ведение официального сайта образовательной организации в Интернете», обеспечивающего информационную открытость образовательной организации.

Ряд государственных услуг переводятся в электронный вид, и сайт образовательного учреждения может стать эффективным инструментом для решения этой задачи, с учетом региональной   специфики.

Конечный потребитель образовательных услуг ожидает получить на сайте информацию о том, «что происходит в конкретном образовательном учреждении?» и в «каких условиях обучается ребенок?». При выборе образовательного учреждения потребитель хочет знать, «чем одно образовательное учреждение отличается от другого?», «какие образовательные результаты будут достигнуты?» и «чем гарантировано достижение этих результатов?». Часто потребитель хочет знать отзывы о том или ином образовательном учреждении, а также решить свою сиюминутную проблему, позвонив или отправив письменное обращение в образовательное учреждение.

Таким образом, требования к сайту образовательного учреждения многообразны и формируются государством, системой образования и конечным потребителем образовательных услуг.

Разнообразие требований приводит к разнообразию подходов к созданию сайтов, и создаваемые сайты могут значительно отличаться по целевой аудитории и составу предоставляемых сервисов. В настоящий момент   существует множество сайтов, которые позиционируют себя как сайты образовательных учреждений. Например:

Сайты-визитки, которые создаются для решения информационно-поисковых задач и позволяют посетителю сориентироваться в образовательном пространстве города или региона. Содержание таких сайтов обычно минимально, а их структура жестко задана. Такие сайты содержат ключевую информацию об образовательном учреждении, которая часто ограничивается названием, местонахождением и контактными данными.

Информационные сайты учреждений, которые разрабатываются  ИТ специалистами или сотрудниками образовательных учреждений с помощью «конструкторов сайтов». Структура и содержание каждого такого сайта индивидуально, а внешняя привлекательность и дизайн сайта зависят от квалификации, вкусов и предпочтений специалистов, создавших сайт.

Информационно-коммуникативные сайты учреждений, которые ориентированы на предоставление комплексных сервисов, включая «Электронный журнал», «Электронный дневник», «Переписка между родителями и педагогами», «Электронные цифровые ресурсы» и так далее.

Анализируя многообразие сайтов, можно утверждать, что термин «сайт образовательного учреждения» не имеет однозначного определения и, фактически, информационное Интернет пространство образовательного учреждения (сайт ОУ) состоит из множества связанных Интернет сайтов (сеть сайтов), обеспечивающих легитимное и эффективное предоставление образовательных услуг.

Можно считать бесспорным, что одним из важных элементов этого информационного пространства будет являться «официальный сайт образовательного учреждения», как средство официальной коммуникации между потребителем образовательных услуг и образовательным учреждением. Информация и сервисы, предоставляемые на этом сайте, могут иметь юридическую силу.

Общая информация о проекте

Основной целью проекта является преобразование существующих сайтов образовательных учреждений в централизованную сеть сайтов всех образовательных учреждений населенного пункта позволяющую эффективно решать задачи не только конкретного образовательного учреждения, но и управления образования  , и обеспечивающую информационную открытость образования, взаимодействие с потребителями образовательных услуг, предоставление государственных услуг в электронном виде.

Ключевыми характеристиками сети сайтов являются:

Наличие «типового сайта» каждого образовательного учреждения. Каждый такой сайт является основой для создания «официального сайта образовательной организации».

Наличие централизованного управления «типовыми сайтами» и возможность расширения и «индивидуализации» каждого сайта в отдельности. Оптимальный баланс между «централизацией» и «индивидуализацией» сайтов, достигается за счет деления информационного Интернет пространства образовательного учреждения на «типовой сайт ОУ», «сайт-спутник ОУ» и другие интернет ресурсы, предоставляющие информационные и коммуникационные сервисы.

Минимальные требования к квалификации модераторов типового сайта.

Основными участниками этого Проекта являются:

  • Управления образования, выступающие в качестве контент Заказчика проекта.
  • Веб - студия, которая выступит в качестве организатора проекта и технического Заказчика.
  • Образовательных учреждения, включая, школы, детские сады, учреждения дополнительного образования, центры психолого- медико-социального сопровождения.
  • Веб - студия, выполняющая комплексное проектирование всей системы в целом, а также техническую и методическую поддержку проекта.
  • Веб - дизайнеры, выполняющие  разработку шаблона типового сайта образовательного учреждения на базе платформы выбранной CMS.
  • Дистрибьюторы софта и хостинга, осуществляющие поставку программного обеспечения  CMS, услуг хостинга или Cloud.

Реализация проекта выполняется поэтапно и заключается в решении следующих основных задач:

  • Разработка шаблона типового сайта с учетом требований нормативно-правовой базы, потребностей Управления образования  , а также пожеланий пользователей.
  • Разработка технических решений для централизованного управления сетью сайтов.
  • Развертывание сети сайтов и перенос контента с ранее существующих сайтов образовательных учреждений.
  • Развертывание «Центрального сайта сети» и контроллера сайтов для централизованного управления сетью сайтов.
  • Обучение модераторов сайтов образовательных учреждений, подготовка методических материалов и рекомендаций.
  • Организация постоянно действующей методической и технической поддержки модераторов сайтов для обеспечения последующей эксплуатации.

В результате реализации проекта могут быть созданы и введены в промышленную эксплуатацию:

типовые сайты государственных образовательных учреждений. В связи с тем, что в типовой сайт включена вся основная информация об образовательном учреждении, часть существующих сайтов образовательных учреждений может быть   закрыта и информация с них «перенесена» на типовой сайт.

Центральный сайт сети и контроллер сайтов для централизованного управления сетью сайтов.

Основные элементы сети сайтов

Типовые сайты образовательных учреждений создаются для следующих групп образовательных учреждений: школы, детские сады, учреждения дополнительного образования, центры психолого-медико-социального сопровождения. Все типовые сайты имеют общие (централизованно управляемые) элементы, но могут отличаться как по оформлению, так и по структуре подразделов.

Для того чтобы упростить наполнение типового сайта создаются специализированные модули, позволяющие быстро заполнить информацию, характерную для образовательного учреждения:

  • классы, группы, учебные планы, расписания и т.д. Простота и удобство наполнения типового сайта также достигается  за счет использования в качестве системы управления контентом -  программного обеспечения  CMS и режима «Редактирование на месте».

Для поддержки предоставления государственных услуг в электронном виде в типовой сайт включается специализированный раздел («E-сервисы»).

Созданные типовые сайты интегрируются в существующее образовательное Интернет пространство региона, а именно,  регионального управления образования,   методических центров, регионального педагогического университета  образования и т.д., информационные системы «Городская школьная информационная система» (Электронный дневник и журнал), «Электронное комплектование ДОУ», «Кабинет психолога» (получение   консультаций), «сайты-спутники» образовательных учреждений и так далее.

Для реализации централизованного управления типовыми сайтами создаются программные решения, обеспечивающие централизованное управление структурой типового сайта и справочной информацией, централизованное управление опросами, баннерами и общими документами, сбор статистики по посещению сайтов и другой структурированной информации, централизованное обновление программного обеспечения сайтов для устранения дефектов и развития.

Использование централизованного управления типовыми сайтами позволяет:

С минимальными затратами изменить структуру и содержание всех типовых сайтов, например, в связи с изменением нормативно-правовой базы или появлением новых потребностей органов управления образованием или государственной власти. Формировать на сайтах образовательных учреждений «единую нормативно-правовую вертикаль» за счет автоматического размещения нормативных документов и «привязки» документов к подразделам сайта. Благодаря централизованному управлению документы республиканского, регионального и районного  уровней размещаются на всех типовых сайтах образовательного учреждения автоматически без участия модератора конкретного сайта.

Доставлять важную информацию до конечного потребителя образовательных услуг и получать обратную связь, например, за счет централизованного размещения на типовых сайтах баннеров, опросов и других материалов.

Контролировать процессы заполнения типовых сайтов и собирать информацию с типовых сайтов для последующего анализа. Оптимально решать вопросы методической и технической поддержки пользователей, в частности, выполнять обновление справочников, программного обеспечения типовых сайтов в интересах поддержки и развития проекта.

Краткое описание созданного программно-технического решения

Сайт типового образовательного учреждения предназначен для работы следующих основных категорий пользователей:

  • Посетитель сайта (незарегистрированный пользователь).
  • Модератор(ы) сайта

На типовом сайте образовательного учреждения посетитель может ознакомиться с разнообразной и хорошо структурированной информацией об образовательном учреждении:

  • Местонахождение ОУ, контакты, филиалы.
  • Публичные доклады руководителя ОУ и условия приема.
  • Показатели деятельности ОУ и достижения.
  • Актуальные и архивные объявления, анонсы и события.
  • Педагогический коллектив образовательного учреждения и работа профсоюзной организации.
  • Режим работы, учебные периоды, расписание, питание учащихся и обеспечение безопасности, материально-техническое обеспечение.
  • Бюджетное, внебюджетное финансирование, а также условия предоставления платных услуг, включая необходимые формы документов.
  • Правоустанавливающие документы ОУ и иные документы образовательного учреждения.
  • Информация, размещенная на сайте, сопровождается статьями, фото и видео -экскурсиями, нормативно-справочной информацией республиканского, регионального и районного уровней, а также нормативными документами образовательного учреждения.

В зависимости от типа образовательного учреждения посетитель сможет более подробно ознакомиться с информацией о классах, реализуемых учебных программах, используемых учебниках, домашних заданиях; группах дошкольного образования и действующих программах обучения; группах и коллективах дополнительного образования, программах и достижениях.

В специализированном разделе «Е-сервисы» посетитель сможет получить доступ к информационным системам образовательного назначения, подать электронные заявки, а также «скачать» формы документов (договора, заявления, справки и т.д.).

Посетитель сайта сможет принять участие в опросах, проводимых Управлением образования и задать вопрос руководителю образовательного учреждения.

Модератор типового сайта получит возможность формировать наполнения сайта, а также изменять его оформление, причем для полноценного редактирования сайта, модератору достаточно иметь лишь базовые навыки работы с компьютером. Простота и удобство работы модератора по наполнению типового сайта ОУ достигается за счет использования системы управления контентом  CMS и режима «Редактирование на месте», а также, предварительно подготовленных подразделов, страниц, таблиц и справочников типового сайта.

Ключевыми элементами сети сайтов является «Центральный сайт сети» и контроллер сайтов, которые обеспечивают централизованное управление типовыми сайтами сети.

Эти элементы позволят главному администратору сети:

Централизованно управлять:

  • Структурой и оформлением типовых сайтов ОУ, принимая во внимание тип и вид конкретного образовательного учреждения.
  • Опросами, проводимым органами управления образованием.
  • Баннерами, рекомендованными органами управления образованием.
  • Нормативными документами республиканского, регионального и районного уровней, которые автоматически транслируются на все сайты сети.

Централизованно собирать:

  • Данные о статистике посещений типовых сайтов ОУ.
  • Данные для реализации атрибутивного поиска по всем типовым сайтам образовательных учреждений.
  • Структурированные данные с типовых сайтов ОУ для последующей их агрегации.
  • Централизованно обновлять справочную информацию, используемую на типовых сайтах ОУ.
  • Централизованно проводить обновления типовых сайтов ОУ в интересах развития проекта, а также для устранения обнаруженных дефектов.