Особое значение в жизни человечества в настоящее время отводится Интернет-технологиям. Интернет превратился в предмет интегративных междисциплинарных исследований, в проведении которых объединены усилия специалистов в таких областях гуманитарного знания, как психология, социология, теория коммуникативных процессов, политология, лингвистика, педагогика и др. Интернет-технологии рассматриваются как средство общения и как способ получения информации.
Под воздействием развития Интернет-технологий в настоящее время можно говорить о формировании нового подхода, новой парадигмы преподавания различных дисциплин. Современные информационные и коммуникационные технологии существенно изменяют, приводят к пересмотру принципов и методов учебных взаимодействий.
Стремительное развитие сетевых информационных технологий, кроме заметного снижения временных и пространственных барьеров в распространении информации, открыло новые перспективы в сфере образования. Можно с уверенностью утверждать, что в современном мире имеет место тенденция слияния образовательных и информационных технологий и формирование на этой основе принципиально новых интегрированных технологий обучения, основанных, в частности, на Интернет-технологиях.
С использованием Интернет-технологий появилась возможность неограниченного и очень дешевого тиражирования учебной информации, быстрой и адресной ее доставки. Обучение при этом становится интерактивным, возрастает значение самостоятельной работы обучающихся, серьезно усиливается интенсивность учебного процесса и т.д. Эти преимущества обусловили активизацию работы коллективов многих вузов по внедрению информационных технологий в традиционную модель учебного процесса.
Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области мультимедиа открывают неограниченные возможности по обработке и передаче массива данных практически в любую точку земного шара. Не вызывает сомнения предположение о том, что в обозримом будущем компьютер станет одним из главных средств общения между людьми.
Работа на компьютере – это требование сегодняшнего дня. Многие студенты пользуются электронной почтой для научного сотрудничества со своими научными кураторами и друг с другом. Все это видоизменяет проблему общения, взаимодействия и взаимопонимания различных демографических и статусных групп.
Сегодняшний Интернет – место виртуального общения колоссального количества людей. Позитивная возможность современных Интернет-технологий – возможность использовать уникальные экспериментальные ресурсы, расположенные порой на другом конце земного шара: вести наблюдения звездного неба на настоящем телескопе или управлять реактором атомной станции, воспользоваться для перевода учебного текста онлайновым словарем, выбрав его из списка доступных. Как о перспективе недалекого будущего можно говорить и о «виртуальных» on-line лабораториях, в которых студенты будут проводить эксперименты на оборудовании, расположенном на другом континенте или в соседнем здании.
Еще одна возможность, которую успешно используют современные преподаватели – развитие и поощрение творческого потенциала у студентов. Публикации в Интернет лучших дипломов и курсовых, сочинений, собраний работ по учебному курсу, гипертекстовых рефератов не только дадут возможность студентам выполнить мини-исследование, но и помогут преподавателю формировать банк материалов по изучаемому курсу.
Для реализации намеченных проектов от студентов, как и от преподавателя, требуется владение компьютерной грамотностью, которая предполагает:
умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), пользоваться компьютерной телекоммуникационной технологией, обрабатывать получаемые количественные данные с помощью программ электронных таблиц, пользоваться базами данных, распечатывать информацию на принтере; владение коммуникативными навыками при общении с программными продуктами; умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач, содержащихся в телекоммуникационном проекте; в случае международного проекта – практическое владение языком партнера; умение войти в сеть (электронную почту); умение составить и отправить по сети письмо; умение «перекачать» информацию из сети на жесткий или гибкий диск и наоборот, с жесткого или гибкого диска – в сеть; структурировать полученные письма в специальной директории; работать в различных операционных системах, пользуясь редакторами WORD разной модификации; входить в электронные конференции, размещать там собственную информацию и читать, «перекачивать» имеющуюся в различных конференциях информацию.
Сейчас обмен рефератами и подобным материалом поставлен на поток: найти реферат на интересующую тему в Интернет или на специальном СD не составляет особого труда.
На базе сетевых технологий возник совершенно новый вид учебных материалов: Интернет-учебник. Область применения Интернет-учебников: обычное и дистанционное обучение, самостоятельная работа. Интернет-учебник обладает теми же качествами, что и компьютерный учебник, плюс возможность тиражирования практически без носителя – существует одна версия учебного материала в сети Интернет, и студент-пользователь получает к ней доступ привычным для себя способом через свой браузер. Это вносит существенные преимущества по сравнению с обычным учебником, а именно: сокращается путь от автора учебника к ученику; появляется возможность оперативно обновлять содержание учебника; сокращаются расходы на изготовление учебника; решается проблема идентичности, то есть почти на всех аппаратных платформах материал будет выглядеть практически одинаково (отличия, конечно же, будут, но их влияние на работу ученика с учебником можно свести к минимуму); появляется возможность включения в учебник любого дополнительного материала, которой уже имеется в сети Интернет. По мере перехода от типографских учебников к компьютерным и от них к сетевым растет оперативность подготовки материала. Это позволяет сокращать время подготовки учебных пособий, тем самым, увеличивая число доступных студенту или учащемуся учебных курсов.
Интернет-обучение – составная часть открытого образования, появление которого является объективным процессом, обусловленным факторами информатизации и глобализации мировых систем образования. Система открытого образования базируется как на педагогических принципах, так и принципах открытых информационных систем; в ней рационально сочетаются различные формы получения образования в целях эффективного и качественного образовательного процесса на базе широкого использования средств информационных и телекоммуникационных технологий.
Тем самым одной из главных задач образования становится обучение владению компьютерной техникой, без которой невозможно обойтись в дальнейшем. Навыки по созданию, хранению, использованию, поиску, передаче, сортировке, защите информации с использованием компьютерных технологий создадут условия для дальнейшего роста и развития личности в современном информационном обществе.
Основной целью информационного образования является формирование информационно-функциональной компетентности, которая предполагает овладение системой методов и средств преобразования, хранения и передачи информации с помощью современных информационных технологий.
Многие годы преподаватели осуществляли и осуществляют обучение при помощи лекций и семинаров, учебные курсы строятся вокруг различных печатных пособий и учебников. В настоящее время требуются новые формы организации учебного процесса, которые позволят развивать компетентность и профессиональные навыки. Такая организация учебных занятий требует доступ к большому количеству различных источников информации, требует создания образовательных сред, позволяющих формировать образовательное пространство. Организация занятий с использованием информационных технологий будет во многом связана с решением проблем и проведением самостоятельных исследований, созданием обучающих ситуаций, при этом статус преподавателя определяется как статус помощника и наставника.
Вместе с тем информационно-коммуникативные процессы могут таить в себе опасности, представляющие реальную угрозу для развития личности и общества в целом. При подготовке современного преподавателя необходимо учитывать то, что в современной ситуации развития общества изменилось качество и количество информационных потоков, в которых преподаватель должен разбираться. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) у преподавателя должно быть сформировано умение самостоятельно искать, критически анализировать и отбирать необходимую информацию, а также учить школьников и студентов критически подходить к отбору информации, уметь организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию, а также защищать информацию от несанкционированного доступа.
Проблема подготовки учителя к овладению информационно-функциональной компетентностью представляется особенно актуальной в связи с изменением роли информации в обществе. Поэтому при подготовке студентов – будущих специалистов в различных областях – проведение занятий с использованием информационно-коммуникационных средств становится наиболее актуальным и востребованным на данный момент. Необходимо повышать интерес студентов к предметам за счет новых форм организации занятий, активного использования проектной, исследовательской деятельности, самостоятельного принятию решений.
Вместе с тем информационно-коммуникативные процессы могут таить в себе опасности, представляющие реальную угрозу для развития личности и общества в целом. Роль информации в современном обществе изменяется с позиции «информация как данность» к определению того, где и как информация будет использоваться в дальнейшем. По мере роста объемов информации меняется ее восприятие человеком, и на первый план выступает проблема безопасности человека, его защиты от информации. Следовательно, необходимо совершенствовать механизмы критического осмысления содержания информации, поступающей из различных источников, т.к. зачастую информация, которую мы получаем, воспринимается как данность и не подвергается практически никакому осмыслению.