Итоги конференции «Cloud Services Russia 2017
Платиновым партнером Cloud Services Russia 2017 выступил крупнейший мировой поставщик облачных услуг – корпорация Oracle. Конференция прошла при участии компании «Акадо Телеком», которая в этом году отмечает 25-летие.
Конференцию Cloud Services Russia 2017 поддержали Ассоциация стратегического аутсорсинга «АСТРА», Новосибирский Клуб ИТ Директоров, Клуб ИТ-директоров «яИТы», Международная академия связи (МАС).
Представляющий Ассоциацию «АСТРА» и компанию Forrester Сергей Македонский поделился аналитическими данным, согласно которым все больше компаний приобретает услуги публичных облаков: если в 2016 г. глобальные затраты на них составили $114 млрд, то в 2020 г. Forrester ожидает двукратного роста этого числа - до $236 млрд. Основным сервисом в публичном облаке по-прежнему остается SaaS: на этот тип услуг в 2016 г. пришлось $87 млрд, а в 2020 г. расходы на получение программного обеспечения как сервиса достигнут $157 млрд. В мире возрастает количество компаний, которые используют услуги IaaS/PaaS: если в 2014 г. их применяли 19% компаний, а в 2015 г. их количество составляло 25%, то в 2016 г. ставку на IaaS/PaaS сделали уже 33% компаний, а по итогам 2017 г. Forrester прогнозирует рост этого показателя до 49%.
«Хотя темпы роста облачных сервисов в России значительно превышают мировые, доля российского рынка составляет 0,35% от мирового в 2015 г. и увеличится до 0,4% к 2020 г.», - отметил Сергей Македонский. При этот он добавил, что наибольший прирост объема использования облачных сервисов мог бы обеспечить малый и средний бизнес, который в Росси является слишком слабым и малочисленным.
Руководитель исследований облачных сервисов IDC в России и СНГ Дмитрий Гаврилов отметил, что по итогам 2017 г. объем рынка облачных услуг в России составит около $364 млн, а лидерами потребления облаков в России являются три сектора экономики: розничная и оптовая торговля, финансовый сектор и производство. При этом представитель IDC заметил, что торговые предприятия в РФ испытывают трудности из-за снижения покупательского спроса, что отражается и на их облачных расходах. При этом банки и промышленные предприятия наращивают объем используемых областных сервисов. «Сюрпризом для нас стало то, что присутствие в облаках стало наращивать российское государство, хотя в абсолютном выражении на него пока приходится менее 10% рынка», - сообщил Дмитрий Гаврилов. Драйвером облачного рынка он назвал крупнее компании, подчеркнув, что они последовательно переходят от частных облаков к публичным. Основными сервисами в публичных облаках Дмитрий Гаврилов назвал аналитику больший данных «Интернет вещей» (IoT), а участники завершающего круглого стола на тему «Как повысить эффективность бизнеса с помощью облачных решений» сошлись во мнении, что public cloud востребован также для тестирования задач: размещения тестовых баз данных и развертывания тестовых сервисов.
Вице-президент по технологическому консалтингу Oracle СНГ Павел Захаров рассказал о принципиально новом использовании облаков – для развертывания искусственного интеллекта. Ocacle знает об этом не понаслышке: уже в декабре 2017 г. во всем мире будет доступна автономная база данных Oracle Database 18c, для обслуживания которой не требуется администратор – все обновления и установку патчей, исправление ошибок в ПО, добавление процессорной мощности и памяти, проведение регламентных работ возьмет на себя искусственный интеллект (важной частью которого является система машинного обучения).
Новой яркой мыслью, которую высказали многие участники Cloud Services Russia 2017, стало то, что простое применение облачных сервисов не приводит автоматически к сокращению затрат или повышению эффективности. «Облачная среда не упрощает управление ИТ-ландшафтом, несмотря на первоначальные ожидания, - сказал Павел Захаров из Oracle, - просто сложность управления выходит на новый уровень». Участники завершающего круглого стола также отмечали, что простой перенос инфраструктуры в облако приведет, скорее, к росту затрат – как на сам перенос, так и на приобретение облачных ресурсов, уже имеющихся в физическом виде на площадке заказчика. Без изменения бизнес-процессов и автоматизации операций эффективность в облачных (в денежном выражении) средах недостижима. Но главное, как сформулировали участники круглого стола, - облако создает платформу для инноваций, и именно это является мощным драйвером для развития компаний, которые сделали ставку на облачные технологии.